Арома клуб
статьи об ароматах

Эмоциональное воздействие ароматов

Как ароматы влияют на настроение?

Эмоции

Вдыхая аромат, вы можете испытать приятные эмоции, но как измерить «приятность» с научной точки зрения?

За последние двадцать лет компания International Flavors & Fragrances Inc. (IFF) разработала метод, позволяющий измерить субъективные и психологические эффекты, которые аромат оказывает на эмоции. Метод называется Mood Mapping™ (Карта настроения).

Данный метод позволяет измерить то, как ассоциации человека, связанные с тем или иным ароматом, влияют на его настроение. Карта представляет дегустаторам восемь категорий настроения, после чего им предлагается понюхать образец ароматов и выбрать на карте ту категорию, «которая наилучшим образом характеризует данный образец».

Выяснилось, что такое простое «голосование» позволяет наиболее точно отобразить разницу между восприятием ароматов, чем методы, которые требуют от респондента самому выразить(оценить) настроение аромата.

Схема 1 демонстрирует результаты голосования, посвященного клементину - цитрусовому аромату (гибрид мандарина и апельсина) и ванили:

Эмоциональная реакция на ароматы

Оба аромата одинаково приятные, но первый стимулирующий, а ваниль расслабляющая. Карта настроения демонстрирует данное различие по шкале Возбуждение (У), а также их общность по шкале Позитив /Негатив (Х). Остальные точки - это другие ароматы, которые отражают восемь настроений.

Оценка настроения подобным методом проводилась совместно с изучением потребительского спроса на парфюмированные продукты. Когда результаты были зафиксированы, обнаружилось, что основными на Карте являются четыре позитивных настроения. Таким образом, положительная реакция потребителей отражает степень расслабления, удовольствия, стимуляции, что подчеркивает обширность вариаций определения «приятный аромат». Более того, оказалось, что это одинаково работает для людей по всему миру. Таким образом, нам удалось создать базу с настроением парфюма, проверенную в разных частях светаим (Warrenburg, 1999).

Одной из задач исследования было понять, могут ли духи служить средством для снятия стресса. Стресс является глобальной проблемой и это не художественное преувеличение, а данные мировых исследований (Roper, 2003). По данным Всемирной организации здравоохранения, стресс является фактором, существенно снижающим качество жизни. Более того, очевидно, что стресс может прямо или косвенно вызывать различные заболевания. Таким образом, снижение стресса имеет большое значение для здоровья людей.

"Мы хотели узнать, могут ли расслабляющие ароматы быть достаточно действенными чтобы снизить факторы стресса в лабораторных условиях", - говорят авторы. Для этого дальнейшие тесты проводились с мониторингом физических реакций на аромат (сердцебиение, кровяное давление, мышечные сокращения, кожные реакции). "Мы использовали стандартное лабораторное оборудование, вызывающее стресс, а также Струп-тест (речевой тест при изучении внимания и когнитивной сферы) и ароматы, испытанные на Карте Настроений".

"В процессе испытаний, мы обнаружили, что определенные расслабляющие ароматы способны снижать мышечное напряжение. По данным электромиограммы (ЭМГ), данные ароматы снижают реакцию на стресс".

Данное исследование подтверждает, что парфюм достаточно мощный инструмент для снятия стресса. Мы имеем веские причины считать, что могут оказывать заметное расслабляющее физическое воздействие на организм.

Источник: Oxford Journals

Смотрите также:



Навигация по сайту арома класса
Арома Класс (Москва)
+7 495 517 4148